80% стартапов проваливаются еще на этапе поиска инвестора и получения дополнительного финансирования, так и не начав свою деятельность. Таким образом, многие бизнес идеи так и остаются пылиться на полках шкафов своих изобретателей.

Перед каждым предприятием, которому необходимо дополнительное финансирование,  возникает вопрос: «Как представить свою идею инвестору, чтобы заполучить необходимую поддержку и соответственно необходимые финансовые средства?»  Когда речь заходит о презентации бизнес-идеи, ключевую роль здесь играет правильно составленный бизнес план.

Бизнес-план  (БП) – это документ, который включает в себя описание бизнес-концепта стартапа, а также организационный, стратегический, маркетинговый и финансовый план.

Перед тем, как начать составлять бизнес –план, каждый стратап должен задать себе 5 ключевых вопросов:

  1. Какую проблему решает ваша бизнес-идея или какую новую потребность она создает?
    В случае, если ваш продукт / сервис не является инновационным: что отличает его от других, существующих на рынке?

    Предложенная Вами идея должна представлять собой уникальное торговое предложение.
  2. Готовы ли люди платить за предложенное вами решение проблемы или удовлетворение созданной потребности? Или почему потенциальный потребитель должен выбрать ваш продукт, а не аналог, существующий на рынке?
    Нужно понимать, что ваш продукт должен иметь определенный спрос на рынке.
  3. Каким образом ваша идея будет генерировать доход компании?
    Этот вопрос является одним из ключевых при подготовке БП для инвестора. Ведь важно, чтобы идея была не просто привлекательной и интересной, а  и демонстрировала возможности монетизации – приносила доход компании. Возможности монетизации бизнес-идеи определяют степень « выживаемос ти» стратапа в бизнес-среде.
  4. Как выглядит путь  вашего продукта / сервиса с момента изготовления до того, как он попадет в руки конечного потребителя?
    Вы должны иметь полное детальное представление о том, как будет организован ваш процесс планирования, производства и реализации. Главная задача показать инвестору, что у вас есть четкий план действий, для этого включим в этот вопрос несколько подвопросов:
    1. Как организован процесс производства (таймлайн производства, необходимые ресурсы, поставщики и т.д.)
    2. Как будет реализовываться товар (партнеры, посредники, потенциальные клиенты, и т.д.)
  5. Почему потенциальному инвестору стоит вкладывать деньги в вашу идею, какие преимущества он получит от этого?  
    Каждого инвестора в первую очередь определенная собственная выгода от участия в вашем проекте. Ваша задача предложить максимально выигрышный вариант, для вас как для компании и для инвестора, который заинтересован в получении дивидендов / активов вашей компании.

Имея ответы на все эти вопросы, написание бизнес-плана становится более простой задачей.

Перейдем к описанию скелета бизнес-плана, то есть его структуры. Стоит заметить, что в зависимости от специфики бизнеса, структура бизнес-плана может варьироваться.

Ниже будет представлена общая структура бизнес-плана, то есть пункты, которые являются фактически стандартными. Так же, представлена шкала значимости каждого пункта для бизнес-плана:

  • Красный – очень важно (необходимо включать в бизнес-план)
  • Желтый – средний уровень важности (желательно включать в БП)
  • Зеленый  - низкий (включается, только при подготовке очень крупных проектов)
Раздел бизнес-плана Пункты бизнес-плана Значимость
Бизнес-идея Описание бизнес-идеи(обязательно должно включать в себя экономическое обоснование, почему эта идея будет иметь спрос на рынке)  
Организация и менеджмент(Юридическая форма, менеджмент, команда, распределения обязанностей, организация производства и реализации)  
Описание продукта / сервиса, включая ценообразование  
Целевая группа и маркетинговая стратегия (Описания целевой группы и маркетинговых инструментов использованных компанией для привлечения клиентов)  
Рисерч и Анализ Исследование рынка Исследование динамики и основных трендов рынка. Очень желательно, чтобы анализ рынка имел в себе статистическое подтверждение возможностей выхода на рынок новой компании и ее продвижения там  
Анализ конкурентов Предусматривает  анализ прямых конкурентов предприятия. Очень важно продемонстрировать конкурентные преумущества стартапа перед основными конкурентами.  
SWOT-анализ Анализ включает в себя комплексную оценку сильных, слабых сторон бизнес-идеи, а также потенциальных угроз и возможностей для предприятия.  
Финансовый план Планирование дохода Оценка потенциального дохода, очень часто производится на основе bottom-up методики. То есть, двигаясь снизу вверх от отдельных составляющих(переменных), к общему доходу. Например: доход ресторана в месяц будет равен среднему количеству посетителей в месяц, умноженных на средний чек клиента. Где средний чек остается, как правило стабильным, а количество гостей с каждым месяцем постпепенно увеличивается.  
Планирование расхода Оценка всех расходов компании, не забывая о делении их на переменные (те которые зависят от дохода – например, стоимость закупки товара для магазина) и постоянные (независимые от дохода – например зар. плата). Так же не забываем о налогах и амортизации  
Планирование инвестиций компании Оценка затрат на закупку оборудования, создание веб-сайта (все, что становится активом компании и ставится на баланс компании).  
Необходимое финансирование На основе подсчета трех предыдущих пунктов, стартап может оценить сколько средств ему необходимо, чтобы осуществить все запланированные инвестиции, а также убытки компании в первые периоды деятельности. Именно эта сумма, как правило, запрашивается у инвестора.  
Консолидированные результаты финансового планирования (Часто выносятся в аппендикс) Как правило, консалтинговые компании представляют эти результаты в виде трех форм бухгалтерской отчетности:
  • Отчет о прибылях и убытках
  • Баланс
  • Отчет о движении денежных средств
 
Финансовый анализ Анализ сценариев Предусматривает разработку трех сценариев (базового, позитивного, негативного). Данный анализ делает финансовый план более гибким и дает возможность стартапу больше возможностей адаптации под  внешнюю среду.  
Анализ точки безубыточности Определение точки безубыточности – объёма производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.  
Анализ чувствительности Определение чувствительности определенного финансового показателя к изменению факторов, которые на него влияют. Например: вариация операционной прибыли предприятия от количества покупателей в месяц и среднего чека клиента.  

Мы прошлись по каждой составляющей бизнес-плана, которые в сумме дают нам полноценную презентацию бизнес-идеи.

В конце хотелось бы дать общие рекомендации по написанию бизнес-планов, которые базируются на типичных ошибках новичков:

  1. Чем короче, тем лучше
    Согласно исследованию Гарвардской школы бизнеса, инвестор тратит в среднем 3 минуты 44 секунды на просмотр бизнес-плана. Соответственно, чем лаконичнее вы изложите необходимую информацию, тем больше шансов на то, что ваша идея будет взята во внимание.
    Оптимальный объем бизнес-плана в рамках  15-20 страниц (исключением являются крупные инвестиционные проекты)
    Также, в последнее время высокую популярность обрели питч-деки: короткая презентация (около 10 слайдов), которая является короткой версией бизне-плана.
  2. Визуализация данных.
    Старайтесь максимально визуализировать информацию, если есть возможность представить информацию схемой или графиком, обязательно воспользуйтесь этой возможностью. Избегайте «простыней текста».
  3. Дизайн
    «Встречают по одежке…». В случае с инвестором, ваша бизнес-идея – это товар, который необходимо продать. А в наш век дизайн и внешний вид любого товара играет далеко не последнюю роль. Хорошая графическая обработка создает профессиональное впечатление и главное привлекает внимание инвестора.

 

Придерживаясь этих трех простых правил, вы сможете добиться нужных результатов. Среди стопки распечатанных вордовских шаблонных бизнес-планов на 50 страниц, инвестор выберет ваш:

  • с четкой т понятной структурой и минимум текста, который хочется читать
  • с индивидуальным дизайном, который отображает вашу идею и  приятным глазу макетом страниц
  • ясно представленными таймлайнами процессов и схемами, которые передают нужную информацию в считанные секунды.