Если вам не знакомо это слово, значит, у вас – хорошая кредитная история и вы никогда не имели финансовых задолженностей перед различными организациями. Просрочка очередного платежа в банк, микрокредитную организацию или оператору мобильной связи грозит личным знакомством с этими людьми. Разберемся по порядку кто они, чем занимаются, к кому могут прийти с визитом.

Кто такие коллекторы?

Коллектор – это представитель коллекторской организации (агентства), который помогает финансовым и коммерческим организациям в возврате задолженностей с населения. Обычно такими представителями являются грамотные юристы, психологи, охранники, финансисты, экономисты, а не спортсмены в хорошей физической форме, применяющие грубую физическую силу для возврата долга, как многим может показаться. Коллекторы работают достаточно цивилизованно и доходчиво для неплательщика.

Они являются важным и неотъемлемым звеном кредитной системы. Кредит заемщика, имеющего задолженность перед банком или микрофинансовой организацией, на определенном этапе может быть продан в коллекторское агентство. Или же они могут нанять коллектора в целях «выбить» долги в свою пользу. Работа коллекторов в современном мире ярко представлена в художественном триллере/драме 2016 года под названием «Коллектор». Картина покажет, какие «подводные камни» и опасности таит в себе эта профессия.

Мотивы работы

Целью работы коллекторского агентства является именно фактический возврат задолженности, так как вознаграждение за проделанный труд – это чаще всего процент от суммы возвращенного долга. Поэтому эта организация, наравне с кредитной, заинтересована в выполнении своих обязанностей. Что они могут сделать с недобросовестным заёмщиком?

Инструменты давления

Свою работу коллекторы банка начинают со сбора информации о должнике: персональные данные, финансовое и имущественное положение, данные кредитной организации и т.д. Сперва должнику начинают сыпаться телефонные звонки, СМС-сообщения, письма на личную почту с информацией о необходимости погасить кредит. Будучи хорошими психологами, коллекторы пытаются наладить связь непосредственно с неплательщиком. Если такие методы не помогают, то в ход идут иные психологические рычаги. Например, беседа с начальством, коллегами, родственниками заемщика может дать желаемый эффект.

Если же все «гуманные» вышеизложенные способы не сработали, то следующий этап – это иск в суд. Вся документация готовится коллекторами, и в суде они представляют интересы организации-кредитора. Контроль над исполнением судебного решения также возлагается на коллекторское агентство.

Права и обязанности коллекторов

Действия коллекторов ограничиваются действующим гражданским законодательством. Поэтому совершать телефонные звонки они имеют право исключительно с 7 часов утра до 22 часов вечера, визиты и встречи должны быть только по предварительному согласованию. Нормами закона запрещены оскорбления, угрозы, клевета, намеренное завышение долга, разглашение конфиденциальной информации и тем более физическое насилие в отношении заемщиков. По требованию должника коллекторы обязаны представиться, предъявить документ о продаже банком кредита, сообщить точную сумму долга.

Что делать, если звонят коллекторы?!

Таким вопросом должники задаются чаще всего. И самое простое – это, конечно же, отдать долг. Но в жизни возникают непредвиденные обстоятельства (внезапная болезнь, авария, потеря работы, жилья), которые провоцируют недостаток средств на покрытие долга. У неплательщика возникает природный психологический страх, так как он не выполняет возложенные на него обязательства по договору.

Если начинают поступать звонки от коллекторов, то в интересах обоих сторон выстроить конструктивный спокойный разговор. Коллекторы должны представиться, сообщить по какому поводу звонят. Заёмщику неплохо было бы юридически немного подготовиться к предстоящему разговору. В данном случае именно должник является нарушителем закона. Но и коллекторам нужно хорошо знать свои права и обязанности, так как разговор может быть записан. А если запись будет содержать незаконные компрометирующие нюансы, то это может быть использовано против самих коллекторов.

К чему приведет игнорирование

Да, можно не брать телефон, когда звонят по делу погашения задолженности. Или и вовсе поменять номер. Но следует помнить, что звонки будут поступать не только должнику, но и его поручителям, родственникам, коллегам. Важным фактором является и «потеря» событий вашей кредитной истории. А это чревато последствиями. Наилучшим вариантом для заемщика будет отвечать на звонки коллекторов где-то 1-2 раза в неделю. Тогда вы не потеряете связь с банком или микрокредитной организацией и не наживете в ближайшее время судебных неприятностей.

Что будет, если вовсе не вернуть деньги?

Если вы не возвращаете долг в течение длительного времени или же вовсе не собираетесь погашать свою задолженность коллекторам, то вам может грозить суд. Должник не является препятствием коллекторам для обращения в высшие судовые инстанции. Однако зачастую последние не спешат с исковым заявлением. Причинами этому есть повышенные материальные и временные затраты на судебный процесс. Но, если дело до суда все же дошло, то должник обязан подчиниться судебному решению.

Высшая мера, грозящая должнику, это привлечение к уголовной ответственности за злостное уклонение от погашения задолженности по кредиту. Уголовная ответственность может наступить при совокупности нескольких факторов (суммы долга, наличие реальной возможности погасить его, злостное уклонение от своих обязанностей по кредитному договору и т.д.). Но если должник не использовал поддельные документы, справки о доходах, изначально исправно выплачивал необходимые платежи, а неплатежеспособным стал по независимым от него причинам, то привлечь такого должника к уголовной ответственности практически невозможно.

В любом случае, если вы подписали кредитный договор, то обязательства по нему надо выполнять. Иначе дело может дойти до коллекторских агентств, судебных разбирательств и штрафных санкций. Лучше приложить все усилия и решить свои финансовые проблемы самостоятельно, избегая лишних проблем.